День взятия Сен Мало. Вторая попытка.

С моря старушка Англия выглядела все так же, как и перед стартом. Низколетящие облака, отвесные скалы, яхты, зарифив гроты, с трудом пробивают встречную волну в сторону солнечной Франции, где только отшумел национальный праздник День взятия Бастилии — и наш персональный, День взятия Сен Мало. Со второй попытки (см. отчет о прошлогодней гонке) мы все же высадились на французский берег.
Как сказал перед стартом гонки в Сен Мало наш капитан-наставник Игорь Зарецкий: «Лето в Англии хреновое, но зато короткое». Проливной дождь с порывистым, до 30 узлов, ветром, встретил нас сразу на выходе из аэропорта Хитроу, и не унимался до глубокой ночи. Несмотря на то, что к утру небо следка развиднелось, было очевидным — самая популярная гонка сезона RORC будет традиционно тяжелой, но зато короткой.
 
С 1906 года дистанция в 170 миль между Англией и французским портом Сен Мало собирает внушительный гоночный флот, до полутора сотен вымпелов. Яхты стартуют от Королевского яхтенного эскадрона в Каусе, огибают остров Уайт, пересекают Ла Манш, и, оставив по левому борту Нормандские острова, выходят на финишную прямую в заливе Сен-Мало. Впрочем, сильные приливные течения и переменчивый ветер часто превращают эту прямую в причудливые изгибы тактических метаний.
Первую сотню лет финиш выставлялся у Динарда. И поэтому гонка до сих пор носит официальное историческое название Каус — Динард — Сен Мало, хотя с прошлого сезона организаторы перенесли финишный знак под самые стены Сен Мало, чтобы многочисленные туристы могли приобщится к этому парусному событию прямо со равелина средневековой крепости. Первый блин вышел комом. Пол-флота не смогло дойти до финиша. Те же, кто добрался до крепостных стен, включая наш клубный экипаж, глубоко заполночь обогнули финишный буй — и легли на обратный курс в Англию, чтобы успеть вернуться на базу хотя бы к утру понедельника. 
На этот раз все обещало быть иначе. Наш тактический расчет показывал, что мы уложимся в сутки пути. И ранний старт, и прогноз в 25 узлов юго-западного ветра, с ночным отходом на запад, обещали, что экипаж на финише не только насладится праздничным фейерверком по случаю Дня взятия Бастилии, но даже сможет перед этим пообедать, а то и позавтракать.
Фаворит гонкиМайк Слейд, владелец ICAP Leopard, замахивался на большее — на поздний ужин на французском берегу еще в день старта.  
Его стофутовая супер-макси, построенная по проекту Фарра, с 2008 года держит рекорд гонки в Сен Мало — 14 часов 7 минут и 42 секунды. Причем, Слейд устанавливал рекорды этой гонки и на своих предыдущих лодках — Ocean Leopard, Longobarda и Leopard of London. Собственно, рекорда ждали и на этот раз. «Шансы неплохие, — заявил накануне Слейд. — Если нам удастся вырезаться на Каскет одним галсом, а там уже рвануть к Сен Мало под спинакером, то поспеем как раз к ужину, чтобы закатить торжество по полной».
В дивизионе для яхт с качающимся килем IRC CK стофутовому британскому «Леопарду» противостоял только 45-футовый французский «Лилипут», проекта Mach 45.
Самый высокий накал борьбы ожидали именно в нашем дивизионе IRC2, особенно между шестью монотипами First 40, один из которых вел прошлый коммодор RORC Эндрю МакИрвин. С французской стороны ему противостоял фаворит дивизиона нынешний президент Ассоциации морских гонок (UNCL) Марк де Сен Дени на МС34 Courrier Vintage. Не меньшие ставки делались и на двух обладателей титула «Яхта года» по версии RORC – «Visit Malta Puma» Reflex 38 и J/122 «Pen Azen».
В остальных дивизионах были замечены и участники предстоящего Commodores’ Cup, и нынешний коммодор RORC, и даже победитель Фастнет 2005 года.
Гонка началась в пятницу, 13 июля, при ветре 25 узлов — с лавировки в бутылочном горлышке западного выхода из Солента. Первым не повезло французам на яхте из IRC4лишились штага еще на подходе замку Хёрста. Следом за ними с громким треском приказал жить блок на погоне стакселя вместе со стопором — и аккурат на оверштаге от берега. Сменить галс просто некуда, это самое узкое место в Соленте перед скалами Нидлз. Майнаем стаксель, пытаясь сообразить замену блоку.
Флот, стартовавший раздельными дивизионами, к этому моменту сбился тесной толпой. Самые быстрые догнали самых медленных. Буквально над головой Игоря Зарецкого пронесся ярко-красный поплавок пятидесятифутового катамарана. Слева вдоль скал серой тенью пронесся ICAP Leopard. Под зарифленным гротом и клочком тяжелого стакселя Слейд выжимал из своей стофутовой супер-макси под тридцать узлов. К полуночи он все же сошел с дистанции, решив, что ветра для рекорда все же многовато. Всего до финиша не дошло полтора десятка яхт.
Оттянув каретку концом, заведенным на носовую утку, мы снова поставили стаксель и вернулись на курс. Ветра и впрямь было многовато. Точнее, маловат экипаж — оттдавить наветренный борт выходило только впятером и на зарифленном гроте. Нас же на борту было всего шестеро, включая представителя владельца, а впереди — сутки крутого бейдевинда при шести баллах.
Вырвашись, наконец, к Нидлз, флот разделился. Немалая часть решила лавироваться вдоль скал, чтобы обогнув первую марку, оттяжной буй Needls Fairway, сразу скрутиться в сторону Франции. Такое тактическое решение нам показалось сомнительным. Юго-западный ветер дул прямо со стороны Нормандских островов, а следующие четыре часа приливное течение будет сносить яхты к востоку. Правда, следующий галс у них пойдет по отливному течению, но прогноз обещал отход ветра. Крутиться на отходе как-то нелепо. Мы решили тянуть вдоль отмелей у южного берега Англии, где встречное течение слабее. Чтобы затем, с началом отлива, повернуть к Франции. Расчет строился на том, что обратное течение снесет нас как раз к следующей марке — маяку Лез Ану у юго-западной оконечности острова Гёрнси. А обещанный к полуночи отход ветра только добавит нам шансов.
Что характерно, подобная же тактическая задача была в прошлогодней гонке в Сен Мало. И тогда флот разделился на тех, кто заложил первый галс вдоль английского побережья, и тех, кто скрутился к Франции. В прошлом году мы совершили ошибку, слишком затянув галс — и изрядно свалились за лейлайн после отхода ветра.
На этот раз мы отвернули от Англии, поймав небольшой заход на последнем часе перед сменой течения. Расчет оказался точнее — к маяку у Гёрнси мы вышли незадолго до полуночи, одним галсом в 40 градусов к истинному ветру, имея скалы в трех милях с подветра. Ветер окреп до 30 узлов на порывах, и дул против течения, так приходилось рубиться против неприятной волны, то и дело заливая дремлющий на леерах экипаж.
С рассветом обнаружилось два результата ночного этапа гонки. Ром из припасенной «на случай дождя» бутылки основательно пропитал запас носков нашего бакового, Александра Спиридонова. И мы нагнали куда более быстроходные лодки — пару Class 40, J/133, пара First 40. 
Мы точно могли бы отыграть еще больше, если б нашли силы дернуть спинакер на последней миле к финишу. В прошлом году мы проходили этот отрезок в ночи под генакером. Извилистый заход к финишному знаку у самых стен города очень требователен к ошибкам. Учитывая вымотанность и малочисленность экипажа, на этот раз решили, как говорят англичане, «play safe».
Через один день, один час, пятнадцать минут и двадцать три секунды после старта мы пересекли финишную линию. В итоге, от ближайших соперников на финише, Figaro II “Artemis 43” и J/122 “Made in Love” нас по пересчету отделили всего 9 и 42 секунды соответственно — на дистанции в 170 миль. Окончание гонки отметили остатками рома. Носки в стаканы все же решили не выжимать.

Результат — 42 в общем зачете из 95 вымпелов, все же оставил чувство разочарования. Предыдущие регаты в сезона показали, что и лодка и экипаж способны на большее. Разбирая гонку с нашим капитаном-наставником, Игорем Зарецким, помимо очевидных причин — ошибки рулевых, потеря времени на ремонт погона стакселя, главный вопрос вызвала выбранная тактика. Однозначно положительного ответа пока не нашлось. Так что на следующий год придется снова пройти гонку в Сен Мало, чтобы еще раз проверить расчеты. Похоже, как и для многих яхтсменов, эта гонка станет нашим фаворитом в календаре RORC. Тем более, что следующий год — сезон Фастнета, а Сен Мало прекрасный вариант подтвердить квалификацию экипажа.
К тому же Сен Мало оказался изумительно красивым городом побережья Бретани. Ежегодно сюда приезжают более двух с половиной миллионов туристов, чтобы прогуляться по средневековым улочкам и по крепостным стенам этого знаменитого оплота грозных корсаров, и насладится морскими деликатесами в бесчисленных ресторанчиках. 
Неудивительно, что уже больше ста лет гонка Каус — Сен Мало Королевского океанского гоночного клуба не теряет своей популярности. Прекрасное место, чтобы отметить финиш.
Нынешний сезон RORC наш клуб намерен завершить гонкой Каус — Шербург, после чего начнется активная подготовка к главному событию осени, шестисотмильной Rolex Middle Sea Yacht Race. Экипаж почти сформирован и прошел квалификационный отбор. В команде пока остается еще четыре свободных места.
Экипаж клуба «600 миль» в гонке Каус — Динард — Сен Мало:
Игорь Зарецкий — шкипер
Расим Полоскин — штурман, рулевой
Родион Полоскин - шкотовый
Андрей Озеров - рулевой, шкотовый
Александр Спиридонов -  баковый, шкотовый