Карибские ёршики

Трубка на ветру выкуривается моментально. При 23 узлах истинного в бейдевинд едва успеваешь чиркнуть зажигалкой и пустить пару ароматных облачков, как уже пробираешься на подветер вытряхивать пепел. Затем, еще теплую прячешь в карман, и ныряешь в салон, ухватившись за единственный оставшийся поручень.

Ветер слабеть не собирается, мы уже подходим к Гваделупе, и нужно решать, как не угодить в ловушку ее ветровой тени. Наш ближайший соперник, Swan 46 Milanto, выиграл лавировку у Сен-Мартена, прокравшись по самым прибрежным скалам, и за минувшую ночь окончательно исчез из поля зрения AIS. Как он решил непростую задачу у подветренного берега самого высокого из карибских островов — неизвестно.

Логика подсказывала, что нужно сваливать изрядно мористее, чтобы не закиснуть в штиле на несколько часов — как это случилось с нами в прошлогодней гонке RORC Caribbean 600. Но прежде, почистить трубку.
Я протянул руку к привычному месту на полке над штурманским столом. Пусто. Ершики пропали. Они точно были на месте между обрывом фала и поломкой оттяжки гика. Но когда они исчезли — до или после ремонта стакселя, уже не вспомнить. В ночи мы спешно перетряхивали все ЗИПы, чтобы найти, чем закрепить оттяжку. До сих пор пластиковые хомуты и прочая мелочь то и дело попадаются в самых неожиданных местах. Наталья даже обнаружила пряжку от подтяжки Зарецкого в раковине на камбузе. И заботливо прибрала к столовым приборам. Но вот ершиков — как след простыл.

Дистанцию нынешней гонки RORC Caribbean 600 с самого начала отмечали потери — не только у нашего экипажа. Уже через 20 минут после старта из гонки вышла стофутовая карбоновая яхта Liara. Как лаконично описал происшествие один из очевидцев: «Два оверштага — и мачта за борт». У нас вышло еще короче — один брочинг, и спинакер в минус.

Всего с дистанции сошло 8 экипажей. Большинство — из-за поломок. Некоторые — решив, что оно того не стоит. Честно признаться, с каждой новой потерей на борту возникала предательская мысль: дойдем ли. Еще на тренировке решили поберечь матчасть. Но со стартовым сигналом пришел азарт. Так что большая часть дистанции прошла в постоянном ожидании и готовности снять рифы и поставить побольше парусов. Потерю тяжелого спинакера мы переживали, как потерю близкого человека — особенно на последнем броске на юг, к скале Редонда. От отчаяния поставили легкий спинч, но когда через пару часов стало ясно, что еще один брочинг и мы останемся голыми и босыми, пришлось все же смайнаться.
Ветер на этом критическом для нас отрезке, в точном соответствии прогнозу отошел на север. Но вопреки прогнозу не стих, а усилился. Так что в итоге мы под легким спинакером вынуждены были свалиться на три мили ниже курса, чтобы потом вырезаться к знаку. За всю гонку ветер сбавил только в последние часы перед финишем, на сорока милях лавировки к Антигуа. При 15-18 узлов истинного, показалось, что мы просто встали. Только настойчивые уговоры команды, с демонстрацией приложения к чартерному контракту, охладили желание тут же поднять уже заклеенную первую геную.
В том, что игра на Карибах в этот раз пойдет по-крупному, сомнений не было еще в преддверии гонки. RORC Caribbean 600 собрала в этом году на старте 52 яхты, более полутысячи яхтсменов из 31 страны.
Невероятный по разнообразию флот — это первое, что поражает, когда экипажи еще только собираются на Антигуа в преддверии гонки. У причалов яхт-клуба рядом с 33-футовыми Figaro II покачиваются настоящие гулливеры парусного мира. RORC Caribbean 600 — единственная шестисотмильная гонка, где не установлен 100-футовый лимит на максимальную длину яхты. В прошлом году всех потрясла шестидесятиметровая Hetairos, вышедшая в свою первую гонку открытого моря. В этом году самой большой яхтой была 182-футовая Adela — шхуна постройки 1903 года из дивизиона «Дух традиций».
Не меньший интерес представлял и список экипажей нынешней гонки. Наши коллеги из Океанского клуба Транзат, выступавшие на Med Spirit, даже составили небольшую энциклопедию «звезды парусного спорта» из соседей по причалу: двукратный олимпийский чемпион Джеспер Бэнк шел тактиком на Vaquita; Майк Сандерсон, участник четырех кругосветных гонок Volvo Ocean Race, был в экипаже Bella Mente; Боу Беккинг, его бывший соперник по кругостветным гонкам, не только сам шел тактиком на супермакси Nilaya, но и еще команду гонщиков Telefonica Blue и Movistar с собой привел; а тактиком катамаране Phaedo шел ни много ни мало Брайан Томсон — действующий обладатель Кубка Жюля Верна, равно как и пары с лишним десятков других рекордов.
Рекордов ждали и от самой гонки. Стофутовая макси-яхта «Leopard» точила когти на главный трофей — рекордное время прохождения дистанции. Это почетное звание у британского Леопарда в 2011 году отобрал американский Rambler 100. И у британцев, как считали до старта, были все шансы вернуть себе трофей. Прогноз обещал почти идеальные для этого условия — юго-восточный пассат 25-30 узлов с порывами до 40. На старте раздувало до тридцати, так что большинство флота благоразумно зарифили паруса. На самом длинном плече от Сан Мартена до Гваделупы, где большие лодки получили хороший шанс как следует разогнаться, Леопард отставал от рекордной скорости Рамблера всего на час. Но в итоге так и не смог преодолеть заветный рубеж и пришел к финишу с отставанием на пять часов от рекордного времени.
Именно в этом и кроется главная интрига и привлекательность карибской шестисотмильной гонки — даже в условиях предсказуемой погоды, итоговый результат может быть самым неожиданным. В отличие от классических шестисотмильных гонок, того же Фастнета, — триста миль лавировки к знаку, 300 на полных курсах обратно к финишу, карибская дистанция напоминает раллийную трассу из крутых вираже: 600 морских миль петлями проложены среди 11 карибских островов.
Успех нынешнего, пятого сезона шестисотмильной гонки RORC Caribbean 600 в первую очередь ошеломил самих организаторов. Если после прошлогодней гонки организаторы объявили, что теперь уже точно решено проводить эту гонку ежегодно, то теперь амбиции выросли на порядок. В 2015 году именно с карибской гонки начнется самое грандиозное событие гоночного сезона — Атлантическая океанская гоночная серия (AORS 2015). Помимо RORC Caribbean 600 в обязательный зачет войдут две классические дистанции — Rolex Fastnet Race и Rolex Middle Sea Race, и трансатлантическая гонка Ньюпорт — Лизард Поинт. То, что организаторы, Королевский яхтенный эскадрон и Нью-Йоркский яхт-клуб, в качестве отправной точки этого масштабного проекта выбрали именно шестисотмильную дистанцию карибской гонки, только доказывает — RORC Caribbean 600 теперь уже прочно заняла свое место в календаре самых именитых гоночных команд.
Для нас главным результатом гонки стало подтверждение квалификации клубного экипажа и пропуск на главную гонку сезона, Rolex Fastnet Race. Наши тактики, Борис Омельницкий и Константин Куроптев, за несколько недель до старта Caribbean 600 прорабатывали маршрут и собирали погодные данные. Мы от своего идеального времени прохождения этой шестисотмильной дистанции отстали в итоге примерно на 12 часов. Для такого марафона это — десятые доли узла по генеральному курсу. Что лишний раз подтверждает — какой бы длиной ни была гонка, каждая миля на счету. Борьба не прекращается ни на секунду.
Впрочем, в этот раз нам об этом постоянно напоминали соперники. В прошлом году мы настолько оторвались от остальных монотипов First 40.7, что большую часть дистанции прошли в гордом одиночестве,. На этот раз от самой Барбуды гонка шла в тесном спарринге с британской яхтой Swan 46 Milanto. После почти контактной борьбы на знаке парни вцепились в нас так крепко, что игра в догонялки не прекращалась до самого финиша. Как и все большие лодки, главное преимущество сорокашестифутовый Swan получил на прямом отрезке от Сан Мартена до Гваделупы. Как писали комментаторы на официальном сайте гонки — «длина бежит». Под конец этого участка мы уже отчаялись увидеть хоть какой парус на горизонте, и хоть какую лодку на экране AIS. А ведь именно здесь, у подветренного берега Гваделупы для большинства участников и решалась судьба конечного результата.
Склоны этого самого большого из карибских островов возвышаются над морем на полтора километра, накрывая огромной ветровой тенью изрядную часть прибрежных вод. Самую сложную тактическую задачу карибской гонки приходится решать каждый раз заново — в надежде найти единственно правильный ответ. Тактики выдают расклад: яхта в трех милях впереди встала, и безуспешно пытается увалиться мористее. Но в пятнадцати милях от берега, судя по трекингу, стоит в безветрии еще пара соперников. Наши действия, шкипер? Команда с ожиданием смотрит на тебя. В этот момент скорее хочется подбросить монету и положиться на случай, чем принимать решение, которое может стоить нескольких потерянных часов. Идем к берегу. И происходит чудо — на каких-то полчаса ветер стихает до пугающей отметки в два узла, и вдруг набирает прежнюю силу.
Пожалуй, именно эти первые минуты, первое дуновения крепкого ветра после предательского затишья — самый волнующий момент гонки. Вырвались! Пусть впереди еще долгая лавировка в проливе под южным берегом Гваделупы к острову Дезирад, и ветер разгоняет такую короткую и злую волну, что с берега по телефону сообщают: еще две яхты перед нами сошли с дистанции. Ты понимаешь, что теперь уже идешь к финишу, хотя впереди еще полторы сотни миль открытого океана, и результат в немалой степени зависит от твоей выносливости. Прямой курс в бакштаг от Гваделупы на север к Барбуде, затем полный галфвинд от Барбуды к скале Редонда — и на финишную прямую.
Для большей части флота это третья ночь в море, в гонке при шести-семи баллах, в стремлении выжать максимум из парусов — и своих собственных сил. С дистанции в этом году сошел даже 72-футовый стальной Challenger, построенный специально для кругосветных гонок «против шерсти». При этом экипажи в дивизионе Figaro II на своих 33-футовых спортивных лодках отчаянно и стойко боролись до последней минуты.
По доброй клубной традиции боевой дух нашего экипажа в такие минуты поддерживает секретное средство — каша. Ветераны клуба до сих пор вспоминают кукурузную кашу, которой потчевал нас наш баковый Кирилл Ершов в 2011 году в Кельтском море. На этот раз, новый член нашей команды, Игорь Ляпин, выдал что-то умопомрачительное из овсянки и сухофруктов после долгой ночной лавировки под южным берегом Гваделупы.
Выглянуло солнце и мы полетели по волнам, увалившись до бакштага. Команда, стуча ложками, хищно поглядывала на кастрюлю с добавкой. «Уверен, — вслух размышлял я, сида за штурманским столом, — что если кто и найдет мои ершики для трубок, то это будет именно Игорь. Я сегодня видел сон. Игорь будит меня, тряхнув меня за плечо, с вопросом «Это не твои ершики?». Открыл глаза — а вместо ершиков миска с кашей». Игорь передал очередную порцию в кокпит и, повернувшись от плиты, переспросил: «А тебе ершики нужны были? Сейчас дам, у меня были где-то». И через минуту этот некурящий человек вынырнул из каюты с ершиками в руках. Что лишний раз подтверждает прописную истину: настоящий баковый готов решить любую проблему, которую ему создадут остальные члены экипажа.
От Гваделупы до Барбуды мы везли британцам на Миланто уже миль пять. А к финишу — полтора часа. Но увы, этого оказалось недостаточно, чтобы выиграть у них по пересчету. Наш результат — 6 в своем дивизионе и 27 в общем зачете. Есть куда расти и к чему стремиться.
Именно поэтому, команда Койота решила снова собраться уже в начале мая в Англии для совместной тренировки и еще одной оффшорной гонки.
Мы решили назвать этот проект «Школа Океанских Гонок». И с этого сезона ввести программу теоретического и практического обучения, чтобы начав с базовых знаний и навыков, члены нашего клуба могли вырасти до уровня гоночного шкипера, которому мы готовы доверить свою лодку.
Так что представляем нашу первую группу по программе «Offshore Racing Crew». Они же — наш клубный экипаж RORC Caribbean 600 2013.
Наталья Ле Ланн
«Поскольку первый раз собирались этим составом особых надежд не было. Надо было привыкнуть к друг другу и сработаться. Что и случилось. Особо отметить хотелось бы общие усилия всех по поддержанию хорошей атмосферы. Очень редко, чтобы при большом количестве участников обходилось без выяснения отношений. Хочется повторить карибскую гонку в следующем году. Лично для меня было бы интересно наработать пианино, функции рулевого. Потому как тягать неподъемные паруса желание есть, но физика не сильно позволяет. Отдельное спасибо всем членам экипажа за чистую лексику!!!»
Анатолий Тепляков
«Прежде всего хотел закрепить навыки работы со спинакером, мне это удалось, есть чёткое понимание работы с этим непростым парусом. Соответственно, наиболее сложным и интересным был подъём и спуск спинакера, когда мы работали с Игорем и Костей на баке. Я раньше всегда побаивался этого, после этой гонки появилась уверенность. Даже рулить стало проще, появилось понимание этого паруса. Хотел бы отметить Костю и Игоря Ляпина, они молодцы, всегда готовы помочь. Карибы в следующем году обязательно, супер климат и океан».
Дмитрий Кутянин
«Каких то особенных ожиданий у меня не было. Если сравнивать с ARC и Сидней -Хобарт, то я могу сказать что эти гонки — все же гонки одного курса, тогда как на Антигуа приходилось постоянно крутиться и это сильно оживляло. Близость берегов, тоже приятный фактор. Гонка мне понравилась своим разнообразием и динамичностью. Из эпизодов больше всего запомнился порванный спинакер. Я спал и узнал об этом спустя несколько дней. Хороший сон залог хорошего настроения. Из экипажа особо хотелось бы отметить Наташу, все таки она женщина, но в тоже время вполне матрос. Игорь Ляпин, тоже терпеливый человек без лишних эмоций, настроен очень серьезно. не то что я».
Борис Омельницкий
«Я ждал длинной гонки по интересному маршруту с океанскими ветром и волной в курортных условиях. И собственно это и получил, но временами от жары было очень трудно спасаться. Очень понравился момент огибания Гваделупы в лавировку ночью, когда удалось настроить лодку и паруса на ход и при этом разгоняться при обруливании и сходе с волн. В Московско-Онежских условиях практически нет возможности получить опыт руления с волной. Отдельно меня поразила Наталья, которой удавалось всегда оставаться грациозной и даже её непромоканец постоянно выглядел свежевыглаженным. Акватория Антигуа мне понравилась и я с удовольствием еще раз приеду туда, а вот в рамках какого проекта — еще не знаю».
Игорь Ляпин
«Было интересно посмотреть на океанские гонки, получить представление об отличие от береговых, опыт работы с парусным «гардеробом». Больше запомнилось «бытовых вещей», приготовление каши на лавировке, и полеты с чашкой каши внутри лодки при раздаче. Полведра воды на голову, сразу после пробуждения, сидя за штурманским столом. Когда на веках соль, и на тебя выливают соленую воду то открыть глаза не реально. После соответствующей моменту тирады в стиле «уважаемые коллеги, кто не закрыл люк?», выясняется, что лодка под волной немного протекает и можно только натянуть на мокрую одежду куртку и обвязку и выходить на вахту. Из экипажа хотелось бы отметить Константина, Анатолия — работа на баке требует самой высокой концентрации и выдержки, галерка в виде кокпита знает больше и видит дальше, но руки коротки поэтому работают баковые. Есть ли желание повторить? Повторять есть только желание в виде быстрее выше сильнее. Только в сторону — улучшать результаты».