Рассказ бакового

Приближалась третья ночь бешеной гонки. Заветный FASTNET обогнули как положено левым бортом и легли на курс в Плимут, нахлобучивая по ходу лодки соперников, одну за другой. Поскольку шли на зафрахтованной английской яхте, то, как и полагается, особенно радовались нахлобучиванию лодок французских.
Легкий 5-ти узловой ветерок стабилизировался, полностью совпадая с прогнозом и, наконец, можно было расслабиться, растянувшись на наветренном борту, не очень заботясь о качественной откренке и без всякой штормовой страховки.
Паруса уверенно и без рывков тащили 45-ти футовый INCISOR к финишу быстрее ветра почти на 2 узла. Рулевой, он же начальник вахты, он же Артём, не препятствовал расслабону, давая вахте возможность отдохнуть после напряжённых прыжков по 3-х метровым волнам и борьбы с ветром до 26 узлов.
Расслабон особенно был в тему баковому, то бишь мне, лежащему на палубе на предыдущем стакселе №2, убранному в черную кису, длиной около 5 метров. До окончания вахты оставалось минут 20 надежды на её мирный исход…
Почуяв неладное, Артём встрепенулся и принюхался.
Неясность происхождения тревоги ещё больше заставила скользить взглядом по горизонту, парусам, приборам и, наконец, по палубе. Вид расслабленной команды непроизвольно свёл брови и выдавил из груди хлёсткое: «Убрать стаксель в трюм!».
Неохотно приподнявшись, я уцепился за ручки кисы и с помощью шкотового Ильи, так же валявшегося без дела, недовольно потащил парус в трюм по узкому и скользкому трапу. Будучи свёрнутым в жёсткую колбасу весом килограммов 70, стаксель сопротивлялся, особенно когда его заставляли сгибаться в ломаную кривую. Оказавшись в трюме с третью кисы, я вдруг обнаружил, что Илья резко отвалил под криком того же Артёма: «Приготовиться к повороту оверштаг!»

Напрягшись, я решил добить стаксель в одиночку, не очень подозревая плотно упакованную кишку даже в малейшей степени коварства и злобности. А зря. Сей неодушевлённый объект, ранее обнаруживающий свою субъектность лишь при постановке-снятии под встречным ветром, неожиданно напрягся. А тем временем злобный рулевой начал свой манёвр, заваливая лодку на другой борт. Почуяв неладное, я напрягся ещё больше и решил добить этого длинного гада тем, что не брошу его в трюме, а упакую в такелажную по самые помидоры. Мимо гальюна я проходил как раз в момент смены крена…
Потеряв равновесие, я, буквально размахивая 70-ти килограммовым стакселем, ворвался в гальюн без очереди! Прижатый гадом-стакселем, неотступно следовавшим за мной, я промахнулся мимо толчка и сел накануне просушенными непромоканцами-непросыханцами в подозрительного цвета лужу прямо на полу! Стаксель, сволочь, непонятно как продолжал давить, несмотря на то, что находился снаружи за узкой дверью, причём поперек неё! Ну погодите, сказал я, видимо в адрес всех парусов и всей команды, в том числе и спящей вахты, однозначно причастной к заходу ветра не в её, а в мою смену!
Поняв, что меня никто не услышал под топотом сапог, скрипом лебёдок и криками рулевого, я, воспользовавшись стабилизацией крена, нашёл точку опоры и одним рывком выскочил из гальюна, сменил направление на 90 градусов в сторону такелажной и через очередной узкий вход затащил своего противника в самый нос по ходу ломая его в трёх местах по самые латы! Гад мирно успокоился, причём, что характерно, почти на наветренном борту, выполняя одновременно по моей воле и роль откренки. Вместе с ним успокоился и я с удовлетворением оглядев последствия своих действий и даже забыв о подозрительного цвета луже в гальюне. А зря…
Артём не дремал. Его задница, покрытая морскими ракушками, вновь почуяла неладное и последовала очередная команда на смену галса. Не успев подумать о непонятной торопливости этой смены при рядовой, в общем-то, лавировке, и находясь на наветренном борту, я вдруг запоздало осознал, что борт уже превратился в подветренный, в связи с чем начался быстрый полёт в мою сторону всех 5-ти упакованных парусов, находящихся в такелажной. Во главе этой нестандартной эскадрильи, ухмыляясь ломаной кривой, летел стаксель №2! За ним клином тянулись самый тяжелый третий номер, штормовые паруса, спинакеры… На полу была лужа ещё большего размера и ещё более подозрительного цвета, видимо неведомыми путями сообщающаяся с гальюном.
В следующее мгновение я исчез для этого мира под горой мокрой парусины. Свет померк, время остановилось, звуки умолкли.
Выбравшись из под очень даже неодушевлённых объектов, я нетвёрдой, но уверенной, походкой бывалого яхтсмена, своими глазами видевшего легендарный FASTNET, направился к выходу из тесного трюма. Проходя мимо уже почему-то получившей команду «подъём» вахты (что-то рановато, оставалось же ещё минут 20!), я поднялся наверх.
И всё бы ничего, но меня встретил Илья со словами: «Сань, ты парус в трюме бросил?». Наверное, я на него непроизвольно взглянул как-то не так… Илья скоропостижно добавил: «Ты извини, Артём-гад, бросил меня на лебёдку, так что я не при делах…». Добавил бензинчику в огонёк Родион (тот ещё гад ползучий): «А мы тут чёй-то смотрим, смотрим, а тебя уж минут 20 всё нет и нет, то ли ты заснул, то ли решил нам чайку на камбузе сварганить…». Рожи, в принципе, довольные, как никак вахта закончилась, волны через палубу особо не хлестали, непромоканцы никакие даже не непросыханцы…
И тут меня прорвало. Ржали до коликов в животах, Артём (гад) тоже хотел поржать, да хрен ему с маслом, не фиг было мирных людей тревожить своим ракушечным зудом…
Необходимые примечания:
FASTNET – легендарный ирландский маяк FASTNET ROCK. Парусные гонки Каус-Фастнет-Плимут проводятся с 1925 года 1 раз в 2 года английским Королевским Клубом Океанских Гонок (RORC). Дистанция 608 морских миль. Сегодня это одна из самых престижных международных парусных гонок. Но за всю ее историю российские экипажи до сих пор участвовали всего только четыре раза. В 1999 году российский экипаж в классе многокорпусников одержали победу на катамаране «Газпром». Остальные выступления россиян результатами не блистали. В 2007 российская лодка Mobil 52 даже не дошла до желанного маяка. В этом году гонка проходила с 14 августа с экипажами из 20 стран. Участвовала лишь одна любительская российская команда из 10 человек, почти не знавших друг друга, почти буквально «набранные по объявлению».
Одним из участников был и автор данного очерка. Если говорить об авторе, то до этой гонки он не только никогда в жизни не участвовал ни в каких парусных регатах, но и вообще не ступал на борт ни одной спортивной парусной яхты.
INCISOR – чартерная яхта проекта Corby 45, 1998 года постройки, и в тех же годах оставившая лучшие свои времена. Впрочем, именно с российским экипажем яхта показала свой лучший результат: 60 место из 315 лодок в общем зачёте и 21 место из 46 лодок в самом скоростном и престижном дивизионе IRC1. Лодка изначально числилась в глубоких аутсайдерах. В гонке участвовало много наисовременнейших яхт с угольными парусами, специально готовившимися 2 года к этой регате. Тем удивительней результат, который с полным правом можно назвать выдающимся. Поэтому команда однозначно будет готовиться к Rolex Fastnet Race 2013, учитывая опыт, полученный в этом году.
Словарь терминов:
Стаксель – передний парус, он же гад, он же сволочь, он же кишка. Не путать с генуей — она, зараза, еще больше. У нас стакселей было пять: №1 самый большой для легкого ветра, №2 боевой рабочий, кевларовый №3 если припрет, тяжелый №3 если припрет совсем, и штормовой — соответственно, самый маленький, размером с носовой платок, но не менее сволочной, и штормовой трисель. Их ставят в трех случаях: на курсах по выживанию в море, для выживания в шторм, и перед самым стартом, чтобы показать гоночному комитету, что намерен выжить во что бы то ни стало. Есть ещё грот, но это забота главного триммера, а также генакеры и спинакеры разных размеров. Последние отличаются особенно сволочным характером, особенно для баковых при смене галсов.
Киса – чехол для паруса.
Лебёдка – понятно.
Шкоты – в общем-то, просто канаты. Так же, как и фалы и прочие бесчисленные верёвки, только мешающиеся под ногами и всегда норовящие запутаться в морские узлы.
Откренка – смещение центра тяжести путём сидения на борту лодки свесив ноги за борт на наветренном (поднятом) борту. Дабы лодка банально иногда просто не перевернулась. Но это, конечно, перебор. Откренка существенно улучшает ход, поэтому даже свободная вахта спит на койках, задранных к небу под углом в 25 градусов.
Трюм, такелажная, гальюн, камбуз, штурманская (она же навигаторская) и пр. – помещения различного назначения. Особо стоит отметить спальные места, предназначенные для максимального осложнения жизни команды во время отдыха. Но это уже отдельная история, связанная с вышеупомянутым Ильёй.
(с)Александр Дубровский, баковый вахты «браво»

Комментарии

  1. К разговору о результате. Только сейчас, еще раз с удовольствием перечитав это полное драматизма повествование, понял: гениальное решение нашей вахты в использовании пластмассового ножа для починки латы — результат вот этой вот вашей игры в лаокоона со стакселем. Так что все ж таки один ноль в пользу гада, он же сволочь, он же стаксель номер два.

  2. "…игры в лаокоона…"???
    Ну, ну — если это намёк на то, что Ваша вахта чинила сломанную мной лату стакселя при его укрощении, то, должен признать, намёк поражает своей тонкостью и лёгкостью. Нам бы паруса такие тонкие и лёгкие, как Ваши намёки…