Курс ISAF Sea Survival — теперь в России

Над островом Маноэль плыли клубы оранжевого дыма. До старта Rolex Middle Sea Race оставалось два дня. Экипажи участников спешили выполнить нормы по требованиям ISAF OSR — Специальных правил ИСАФ для крейсерских гонок открытого моря. 

За исключением RORC Caribbean 600, все шестисотмильные гонки относятся к первой или второй категории сложности. А значит минимум треть экипажа, включая шкипера, должны пройти подготовку по программе выживания в открытом море (Offshore Sea Survival), и получить сертификат ISAF Approved Offshore Personal Survival Training.
Вообще, согласно пункта 6.01.3. Специальных правил, такую подготовку минимум раз в пять лет следует проходить каждому члену гоночного экипажа, намеренному участвовать в таких гонках, как Rolex Fastnet Race, Rolex Middle Sea Race, Rolex Sydney Hobart Race. В этом пункте пока написано «рекомендуется». Не исключено, что однажды там будет стоять «обязательно».
Если вспомнить прошедшие сезоны, редкая крейсерская гонка, в которой «Клубу 600 миль» довелось принимать участие, обошлась без чрезвычайной ситуации. Сломанные мачты, потеря руля, человек за бортом, травмы, эвакуация пострадавших и т.д. Только высочайший профессионализм команды позволил избежать жертв при перевороте стофутового Рамблера в гонке Rolex Fastnet 2011. По следам этого происшествия Американская парусная ассоциация опубликовала подробный разбор с рекомендациями для ИСАФ по ужесточению требований к подготовке яхты и экипажа к гонкам открытого моря. 
Ведь в открытом море дело спасения утопающих и вправду — дело рук самих утопающих. Причем, к российским яхтсменам эта крылатая фраза относится в первую очередь. Несмотря на то, что год от года на дистанции серьезных гонок открытого моря выходит все больше российских любительских экипажей, сертифицированных курсов по программе ИСАФ в России нет. 
Единственная альтернатива — недельный курс STCW/ПДНВ (международный кодекс подготовки и дипломирования моряков и несению вахты) на базе одного из береговых учебно-тренажерных центров, внесенных в реестр Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. За неделю вас научат проходить в противогазе дымовой лабиринт, прыгать с трехметровой высоты в воду, облачившись в гидротермокостюм, пользоваться спасательной шлюпкой и дыхательным аппаратом, и заделывать пробоины в грузовом трюме. То есть получите массу знаний и навыков, которые окажутся бесполезными в случае чрезвычайной ситуации на парусной яхте. STCW – 78/95 предназначен для экипажей торгового флота. 
Именно поэтому ИСАФ настоятельно рекомендует организаторам крейсерских гонок требовать с экипажей сертификаты ISAF Offshore Sea Survival – двухдневного курса, разработанного с учетом особенностей парусной гонки в открытом море. 
- Нам нужен такой курс в России, на русском языке, — сказал я исполнительному директору ВФПС Оскару Конюхову. 
Мы пили кофе в Королевском яхт-клубе Мальты, пока экипажи клуба «Transat» и клуба «600 миль» под руководством мальтийского инструктора пускали облака оранжевого дыма над островом Маноэль. Оскару проблема была знакома не хуже меня. Экипаж на макси-яхте Med Spirit – два с половиной десятка человек. Для участия в больших гонках всякий раз нужно организовывать отдельный курс ИСАФ минимум для трети экипажа. Что не так легко. Попробуйте за месяц-другой до Фастнета найти свободный бассейн и инструктора в окрестностях Кауса. Нашему клубу, например, пришлось возить экипаж в Саутгемптон — и то, считай, повезло забить последние свободные места в расписании. 
- Спору нет, нужен, — откликнулся Оскар. — Кто этим займется? Клуб 600 миль, например, готов взяться за техническую организацию такого курса в Москве? Инструктора от ИСАФ обеспечит ВФПС, информационную поддержку тоже. 
Задача формулировалась так — прежде всего, нужно обучить своих инструкторов, чтобы те уже учили российские экипажи. Плюс помещение, бассейн, техническое (спасательный плот, спасжилеты и т.д.) и методическое обеспечение. Но прежде — статус ISAF Approved. 
Только на предварительное согласование и переписку с ИСАФ ушло два месяца. Причем ИСАФ, как организация не в последнюю очередь бюрократическая, понимает только язык официальных запросов. Тут неоценимую помощь оказал Олег Алексеевич Ильин, генеральный секретарь ВФПС. Его регулярная долбежка запросами принесла подарок аккурат под Рождество. ИСАФ согласилась прислать специалиста для обучения инструкторов и подтверждения статуса сертифицированного центра. Первый инструкторский семинар было решено провести по линии ВФПС. Дальше клуб 600 миль, при поддержке ВФПС планирует регулярно проводить такие курсы, по мере формирования групп.
Таким образом, у наших яхтсменов появится выбор – поехать в Европу и там пройти курс Sea Survival или пройти аналогичный курс в Москве, в домашних условиях. Уже с марта 2013 в России мы начнем готовить инструкторов и экипажи по программе ИСАФ Offshore Sea Survival. Точнее, программа будет носить название RYF/ISAF Offshore Safety (ВФПС/ИСАФ треннинг по безопасности крейсерских гонок). 
Программа составлена на основе методических указаний ИСАФ, и будет иметь статус ISAF Approved, что обяжет организаторов международных гонок признавать российские сертификаты. 
Обучение первых российских инструкторов проведет опытный Саймон Джинкс, автор официального пособия «ISAF Guide to Offshore Personal Safety for Racing and Cruising». Помещение, бассейн, техническое снабжение и русскоязычные пособия для обучающихся обеспечивает Клуб 600 миль. ВФПС организует визит инструктора Саймона Джинкс в Москву и также отвечает за диалог с ИСАФ.
Программа инструкторского семинара охватывает четыре дня и построена по следующей схеме:
  • 2 дня будущие инструкторы проходят курс ИСАФ, с углубленным изучением предметов.
  • Затем полдня отводятся методике обучения, обеспечению безопасности при проведении тренинга, методическим рекомендациям ИСАФ/ВФПС.
  • Оставшиеся полтора дня кандидаты сдают экзамен, по очереди проводя самостоятельное обучение по двум предметам из программы курса (теоретической и практической). Инспектор ИСАФ оценивает знания и способности к обучению.
Затем идет курс для яхтсменов, будущих участников Rolex Fastnet Race 2013. Продолжительность: два дня. Одновременно, первое занятие под наблюдением инструктора ИСАФ проведут первые российские инструкторы. 
Ориентировочные даты занятий: 1-6 марта. Количество мест — не более 10 человек в группе. 
Требование к кандидатам в инструкторы: 
1. Опыт дальних спортивных плаваний и крейсерских гонок открытого моря. 
2. Знания предметов обучения по программе ИСАФ, или наличие сертификата ISAF Sea Survival 
3. Знание требований Специальных правил ИСАФ для крейсерских гонок 
4. Английский язык свободно. 
По итогам этих двух семинаров мы планируем сформировать первую группу российских инструкторов по программе ISAF Offshore Sea Survival и первую группу сертифицированных яхтсменов, которые прошли полноценный курс Offshore Sea Survival и готовы принять участие в гонке Rolex Fastnet Race 2013 и других регатах. Количество мест на семинаре будет ограничено. 
Впрочем, будем реалистами — для большинства российских яхтсменов-любителей гонки 1-2 категории сложности пока экзотика. Так что на первых порах едва ли стоит ожидать вала заявок как от экипажей, так и от кандидатов в инструкторы. Но все меняется. В гонке Rolex Middle Sea 2012, где и родилась идея курса RYF/ISAF, участвовали 12 российских экипажей. Есть основания полагать, что в 2013 их будет еще больше. Только в этом году у шкиперов появится выбор. Либо обучать экипажи на русском языке в Москве — либо снова пускать оранжевый дым над островом Маноэль.
В этом году «Клуб 600 миль» совместно с ВФПС организовал проект «Кубок 600 миль» — приз лучшему российскому экипажу в гонке Rolex Middle Sea Race 2012. Рассчитываем, что наша новая инициатива также будет успешно реализована при поддержке ВФПС.
Заявки на участие в семинаре можно направлять в ВФПС: vfps@yandex.ru или через форму обратной связи внизу этой страницы.