История Rolex Fastnet Race

Гонка к маяку Фастнет в тройке знаменитых 600-мильных гонок Rolex занимает особое положение. И дело не в том, что Rolex Fastnet Race проводится только раз в два года. Именно эта гонка, впервые стартовав в 1925 году, в буквальном смысле совершила революцию.

Ведь в конце XIX — начале ХХ века парусный спорт был совсем другим.

Королевские игры

Собственно, первый яхт-клуб на острове Уайт и появился только благодаря эксцентричному по тем временам хобби графа Ярборо — яхтингу. 1 июня 1815 г. он открыл на острове Уайт клуб, членом которого мог стать исключительно джентльмен, имевший в собственности парусную лодку весом не менее десяти тонн. По счастливому совпадению, у короля Георга IV были схожие интересы, да и яхта подходящая имелась, так что на острове он стал частым гостем.

Интерес к яхтингу подхватил и младший брат Георга, будущий Вильгельм IV, прозванный Король-моряк. С его подачи графский яхт-клуб на острове переименовали в Королевский Яхтенный Эскадрон. Именно от него теперь и стартуют почти все регаты Королевского клуба океанских гонок. В том числе и Фастнет.

Первая официальная клубая гонка состоялась 10 августа 1826 года. Разумеется, участниками были люди вышеупомянутых королевских кровей. Чтобы понять уровень привелигированности парусного спорта тех лет, представьте, что первым из простых смертных к гонкам был допущен сэр Томас Липтон (да-да, тот самый чай). Сын бакалейщика, он начал свою карьеру помощником стюарда на яхте. Разбогатев с годами на чае, Томас Липтон стал сэром и вошел в круг друзей самого короля Эдварда VII. Но даже при этом в члены Королевского яхтенного эскадрона сэра Липтона так и не приняли. Решение о приеме в этот привелигированный клуб яхтсмена столько низкого происхождения принималось так долго, что когда уже буквально перед смертью сэр Липтон все же получил одобрение, он уже сам ответил отказом.

Залпы, общее веселье, танцы

Вплоть до начала двадцатого века парусные гонки в Старом свете были уделом людей не просто обеспеченных, но с положением в обществе. Яхтсмен — это владелец прогулочного парусного судна с профессиональной командой. Как писал в 1885 г. господин Эшъ в своем «Руководстве для любителей паруснаго спорта»: «Не надо при этом забывать самого назначения яхты. Это не гальот или лайба, служащие для перевозки дров». Первые спортивные яхты — это парусники весом от полусотни до трех сотен тонн. При этом еще и неплохо вооруженные — совсем не в парусном смысле этого слова.

И хотя пушки в разгаре спортивной борьбы даже в те времена в ход не пускали, первая регата королевского яхт-клуба на приз в сто золотых гиней ознаменовалась взятием победителя на абордаж с последующей рукопашной схваткой между командами.

Впрочем, как всякая война тех славных лет, эта закончилась фейерверком и роскошным королевским балом. Регата Королевского Яхтенного Эскадрона, получив название Cowes Week, стала проводиться ежегодно — с перерывом на Первую и Вторую мировую войну. Сегодня она является старейшим парусным состязанием в мире. К началу ХХ века клубных яхт в Каусе уже насчитывалось две с половиной сотни. Но как писал в 1899 один французский герцог: «Королевский Яхтенный Эскадрон - самый привелигированный, самый аристократический, самый закрытый и самый бескомпромиссный клуб не только в Англии, но во всем мире».

Гонки в Океане

Первые регаты организовывались так, чтобы яхтсмены к вечеру могли отпраздновать победу на берегу, а зрители насладиться спортивной борьбой, не теряя парусников из виду. В XIX в. дневные гонки долго оставались единственным видом регат. Только зимой 1866 года была организована первая гонка через Атлантику с заоблачной по тем временам ставкой в 90 тысяч долларов. Дистанция была проложена между Нью-Йорком и Каусом. Яхта-победитель преодолела это расстояние за две недели. Правда, шесть человек за время гонки было смыто за борт. Несмотря на это, в последнее десятилетие XIX в. были проведены еще четыре океанские гонки, в которых приняли участие шхуны длиной более 100 футов.

Клуб выдающихся джентльменов

В 1924 году популярный британский журнал опубликовал письмо молодого джентльмена по имени Вестон Мартир. Мистер Мартир делился своими впечатлениями от гонок на Кубок Америки на борту яхты «Nothern Light» и восторженно заключал: «Это, несомненно, лучший вид спорта, которым может заниматься молодой джентльмен, ведь для участия в таком событии, необходимо обладать признаками истинного спортсмена – мастерством, мужеством и выносливостью». Для воспитания этих качеств в молодых джентльменах Вестон предложил организовать в Англии такие оффшорные гонки, в которых гонялись бы не привилегированные «яхтсмены» с профессиональными командами, а любители на небольших лодках с парой-тройкой друзей в качестве экипажа.

Предложение показалось чересчур эксцентричным даже для англичан. И все же, 15 августа 1925 года, ровно через сто лет после первой королевской регаты на старт у Кауса снова вышло семь яхт. Это были совсем не те лодки, что привыкли видеть на траверзе Королевского Яхтенного Эскадрона. У двух уже со старта дела пошли так плохо, что они вскоре сошли с дистанции. Основная борьба развернулась между купленным по случаю списанным лоцманским тендером «Джоли Бриз»(Jolie Brise) и тридцатилетней старушкой «Галл»(Gull). В итоге Джордж Мартин на «Джоли Бриз» обогнал своего соперника на 20 часов, пройдя дистанцию в 615 миль вокруг маяка Фастнет за 6 дней, 14 часов и 45 минут.

Довольные яхтсмены новой эпохи отпраздновали окончание гонки в Плимуте, и под звон стаканов учредили Клуб океанских гонок, провозгласив Мартина командором клуба. Что примечательно, последняя, пятая лодка в это время все еще добиралась до финиша.

По общему признанию этого клуба выдающихся джентльменов, гонка была признана забавной, и было принято решение провести Fastnet в следующем, 1926 году.

От смешного до великого — 600 миль

Фастнет поначалу считали просто эксцентричной забавой британцев. Её даже не принимали в престижный ряд «гонок открытого моря». В 1930 году на старт вышло всего шесть американских, две французских и девять британских лодок. Что характерно, в том же году «Jolie Brise» одержала свою третью — и последнюю победу в этой гонке. Впрочем, легендарный тендер, победитель первой гонки, жив и поныне. В 2000 году «Jolie Brise» стала абсолютным победителем «Tall Ships Race».

Можно сказать, что престиж и репутацию гонке принесли тот же подход, что и к знаменитому английскому газону. Верность традициям. Раз в два года, вот уже который десяток лет, грохот пушки Королевского яхтенного эскадрона дает старт гонке к маяку в Атлантическом океане. Сегодня Rolex Fastnet Race входит в тройку престижных 600-мильных регат и идет в зачет Atlantic Ocean Racing Series. Оставаясь при это самой демократичной. В 1973 году Королевский Яхт клуб разработал правила организации и проведения оффшорных гонок International Offshore Rule (IOR), одной из составляющих которых стала система гандикапа IRC — действующая и поныне. Эта система призвана уравнять шансы на победу самых разных яхт прежде всего в любительском дивизионе. Количество участников гонки ограничено 300 вымпелами. В 2011 это лимит был выбран всего за десять дней после открытия регистрации. В 2013 — в первые же 24 часа.

Записаться в экипаж

Комментарии закрыты.