31 июля в 5 утра 45 минут и сорок секунд пересекли таки финишную линию последней квалификационной гонки Channel Race. Вышла гонка лотерея — ехал тот, кому выдавали ветер. После прохода Нидлз, пару часов стоя на якоре мы даже возглавляли флот. А потом все поменялось… Тем не менее, результат совсем неплох — восьмые в своем классе IRC1, сорок шестые в общем зачете. Что особенно приятно, удалось объехать одного из фаворитов — «John B» Grand Soleil 54, и сразу три Farr 65. IMOCA60 Hugo Boss на этот момент завершает список общего зачета. Venomous пришел 65-м.
По мнению Артема Брум, директора гоночной школы «Тактик» , паруса бы нам получше, паруса… Вот как на этот раз он описал свои впечатления от гонки:
Англичане поразительным образом умеют настраивать нас на регату. Что еще нужно русской команде, как сомнения в том, что мы вообще якорный конец от гика-шкота отличаем??? В итоге с однозначно боевым настроением мы выкатываемся на старт. На мачте висит английский джентльмен – зовут нашего друга Ли – на нашей яхте класса Grand Prix Ocean Racing не работает ходовой огонь на мачте, без которого нас не допустят к гонке. Подъезжаем в район старта с англичанином на мачте – все отлично, сейчас яхта будет готова к гонке!!!
По мнению Артема Брум, директора гоночной школы «Тактик» , паруса бы нам получше, паруса… Вот как на этот раз он описал свои впечатления от гонки:
Англичане поразительным образом умеют настраивать нас на регату. Что еще нужно русской команде, как сомнения в том, что мы вообще якорный конец от гика-шкота отличаем??? В итоге с однозначно боевым настроением мы выкатываемся на старт. На мачте висит английский джентльмен – зовут нашего друга Ли – на нашей яхте класса Grand Prix Ocean Racing не работает ходовой огонь на мачте, без которого нас не допустят к гонке. Подъезжаем в район старта с англичанином на мачте – все отлично, сейчас яхта будет готова к гонке!!!
За 15 минут до старта поднимаем грот. Осматриваемся. Вроде его даже можно настраивать. Ок. Тактические решения все приняты уже вчера на семинаре с Майклом Бруттоном, олимпийским чемпионом и многократным участником кругосветок. Поэтому железобетонно–точно выполняем задуманную стратегию на старте. Правда на наше место под солнцем стали претендовать такие товарищи, что мы даже головы подняли от лебедок – подъехала IMOCA 60 Hugo Boss, пару TP52, Ker46 с бушпритом длиннее нашего гика… Но наш капитан тоже не промах, приведя транспака на старте, вынырнул у правого буя, и мы помчались в желанный северный берег Солента прятаться от течения.
Отдельно надо сказать про дистанцию этой гонки. Это 120 миль с 10 знаками огибания. Четырехкратная смена течения, майданы от схлопывания противотоков, узкости, вырастающие из под воды острова во время отливов – чего еще пожелать яхтсмену для отдыха души по полной. В нашей команде навигация полностью русская – во главе стоит Расим Полоскин, на этом этапе к нам присоединился Дмитрий, с опытом хождения на ABN Amro One во время отборочных тестов в команду Касатки. Штилевой прогноз с течениями в 2 узла говорил о многом. А для нас это была последняя гонка, как воздух нужная нам для квалификационных миль на Фастнет. Благодаря тому, что у RORC нет контрольного времени в гонке, мы ставили себе задачу идти на финиш, несмотря на наши авиабилеты и прочую ерунду типа ворчащих шефов в России.
Итак, старт. Нас как обычно объединяют с классом IRC 0. Очень мило, когда их 400 кв. метров слегка прикрывают тебе ветер на старте. Старт гонки получился под генакерами, без оттяжных буев. Кислый восточный ветер вдоль Солента давал нам шанс – лавировка под генакером, это то, что мы умеем, а капитан наш любит и чувствует.
Оглядываемся на наш класс: новехонький Ker 40, боевой Club Swan 42 – в нашей группе не до сантиментов. Первый час бьемся нос к носу с лидерами в нашей группе, не сдаем ни грамма. Наезжаем на младшую группу, повороты приходиться крутить еще чаще. Легкие Ker начинают медленно отъезжать, но тут ветер киснет окончательно с поворотом на юг. Вырисоваваются две тактики – идти полнее, но под генакерами, или ставить генуи, и опасно подлезать под остров Уайт. Так как уже было сказано, что стройбату в бой оружие не дают, за отсутствием CODE0 мы ставим геную, и осторожно начинаем подниматься к острову.
Надо сказать, что в этом месте Солента есть страшная ловушка – подводный остров, который во время отлива выходит из под воды. Так вот яхты, которые шли полнее под генакерами, и оказались как раз над этим островом. В штиль. Начался отлив… Наши конкуренты у нас на глазах начали ставить генуи и делать контр — галс в обратную сторону, чтобы сойти с мели. Их преимущество медленно таяло у нас за кормой. Через час ползаний на брюхе мы обогнули скалы Нидлз. Одни. Группа IRC0 головой не думала, как идти по дистанции, у них для этого стоят оптимизационные программы, которые сказали им идти в море. Обогнули скалы, продвинулись еще корпусов 5, и с чувством выполненного долга бросили якорь на первом месте, так как нулевую группу неумолимо течением в 1.5 узла уносило в Атлантику, а остальные до сих пор в Соленте сползали с мели в бурунах отлива.
Якорь поднимали–бросали 3 раза под рассказы нашего шкипера, как он развлекался на одном из Фастнетов, ловя отмели якорем, чтобы его не уносило в океан. В общем за следующий час мы продвинулись… на пару корпусов. Упорно ползем в берег, чтобы спрятаться от течения. Конкуренты бы вроде и рады повторить наш подвиг, но они стоят дальше, и соответственно на большем течении.
Все. Мы сдвинулись с места. Поймав какое то дуновение, мы поползли в залив, окончательно уходя с течения под завистливые взгляды конкурентов нам в корму. За последующие 20 минут пеленг на IMOCA и TP52 изменился на 10 градусов назад – их по прежнему уносило на запад. Теперь начиналось самое противное, что может быть в штилевой гонке – удержать свою лидирующую позицию. И ветер пришел. С Юга. К тем, кто был мористее. И остановился, не доходя нас, 100 метров. Мы поудобнее устроились в театре наблюдать парад CODE0, обсуждая, у кого он красивее.
Пока до нас дополз бриз, первые 5 яхт уже подходили к горизонту. Мы жестко сцепились с тремя class 40, явно показывая, что пенсионерам, у нас в Англии, почет и дорога. (у нас то Corby 45 1998 года постройки!!) Все-таки они медленно укатывали вперед, потому что трамвай становился на этой гонке главным курсом, соответственно, наличие одного конкретного паруса и решало исход борьбы. Мы начали отставать. Капитан погрустнел, несмотря на вторую смену блюд на палубе. И тут его взгляд наткнулся на Илью Прусова, нашего пианиста. У Ильи на голове светилась надпись – ПОРТВЕЙН. Филипп приказал откупорить в конце концов бутылку, и завязать гоняться на трезвую голову.
После первой глаза капитана прояснилсь, он внимательно осмотрел горизонт. Увидев очередное изменение ветра, он сладостно потер руки – и без того слабый ветер отходил в корму. Начался наш излюбленный бакштаг с поиском линии давления на генакере, и конкуренты начали отодвигаться в корму один за одним. В последующие несколько часов упорнейшей борьбы мы продвинулись вперед еще на 5-8 позиций. Закат, смена вахт. Поднимается моя вахта. До сих пор в глазах показания B&G.; True Wind Speed 6.6-7.0; App wind angle 45-50град; Boat speed 8.2-8.4.
Жесткая война в ночи под генакерами – мы вчистую выигрываем у класса 40 и двух J-boats, в очередной раз доказав готовность русских яхтсменов выступать наравне с профессиональными гонщиками старого света. Огибание марки в ночи правым бортом с борьбой внутренний–наружный, когда нам просто подставляют корму, убирая генакер, а мы уже несемся на поставленной генуе, чуть не переехав пополам какую-то яхту.
И это твориться на дистанции длиной в 80 миль и двумя часами штиля!! Ок. Накроем ее после знака, поставим в отработку, и попрощаемся. Впереди еще идут яхты, до финиша несколько часов, у нас слишком большой гоночный балл, чтобы расслабляться.
Рассвет. 18 час гонки. Опять лавировка под генакерами. Уверенно наращиваем отрыв от основной части флота, начинаем подтягиваться к лидирующей группе. Слишком быстро наступает финиш. 120 миль со штилями и какой то непонятной лавировкой на месте против течения мы прошли за 20 часов. Лидеры прошли эту гонку за 17 часов, но гандикап все расставил по местам. IMOCA 60 была честно поставлена в конец турнирной таблицы, в назидание, мол скромнее надо быть. 60 Фарра, которым управлял хозяин нашей яхты, поставили на 65 позицию, а мы честно заняли 46 место из 96 (98?) участников. Первые места получили J-boats и Ker, прекрасно оптимизированные по баллу.
Мы в очередной раз поняли, что гоняться на яхте, взятой даже в гоночный чартер, дело неблагодарное. Английская компания RACE1, которая изменив под предлогом технической неготовности яхту–участницу (за место Ker 11.3 нам предоставили устаревший Corby 45) естественно никак не готовит яхты к гонкам. ВСЕ наши конкуренты были спущены на воду за один!!! день до старта. Они все стояли на берегу с полированными днищами и чехлами на рулях и плавниках. А наша яхта пришла с очередного чартера, и ее подводную часть естественно никто не мыл
Лодки, имеющие сумасшедшие CODE0 имеют меньший балл, чем у нас, потому что с любым баллом надо работать. Так, шаг за шагом, в нашей молодой команде, росла мысль о собственной боевой яхте, положительные примеры Синергии и Югтранзитсервиса (а теперь команда Valars) прекрасно подтверждали, что, когда русским яхтсменам дают нормальную мат. часть и финансирование, наши команды оказываются на лучших позициях в мире.
Итак, квалификационные гонки окончены, первая часть задачи выполнена – наш экипаж получил необходимые сертификаты по безопасности на море, команда и яхта прошли квалификационные гонки в середине флота, каждый раз претендуя на улучшение результата. И самое важное, что у всей команды пришло понимание – квалификационные гонки нужны. Сейчас все люди стоят на палубе по местам, маневры происходят четко и быстро, в экипаже четко функционируют все системы – группа стратегии, группа ведения лодки, группа палубных маневров и т.д.