ставки на спорт сегодня

Снова о ГИМСе и яхтенных школах

Сдал вчера практический экзамен в ГИМСе. То есть, как сдал — приехал на водную базу и сдал личную карточку с отметками об экзамене по теории. До лодки и до воды не допустили — оно им надо, бензин тратить. Звоните через две недели, спросите, корочки должны быть готовы. Вот и вся школа судоводителя маломерных судов. Открываю разом ВП/ВВП/МП. Самым сложным в этой истори было выучить речные буи и знаки, точнее, зазубрить билеты — и найти саму гимсовскую водную базу в Захарково. Вот эта, я вам доложу, задачка по навигации. Так что через две недели смогу борозить просторы внутренних и морских водных путей с полным правом — было бы на чем. Нет, скажите, это нормально?

Отечественные капитаны, выпускники всяких спортивных, профсоюзных и ведомественных парусных школ, обросшие ракушками уже с младенчества, буквосочетание RYA на дух не переносят. Халява, коммерция, профанация и все такое. Вот, в наше время…
Капитан, отучившийся в «старой школе» Тольятти, с гордостью рассказывает:
«На мой взгляд, старая школа. Т.к. не имея вообще никакого опыта и пройдя зимой обучение на 2 класс, по весне, сдав экзамены и получив 3 часовых похода в водохранилище, смог возглавить управление минитонером [...]А по поводу сроков обучения:
наша — 8 месяцев, по 4 недели, 2 занятия, по 3 часа = 192 часа.
их — 1 неделя(5 занятий), по 9 часов = 40 часов.
Тут за 3 часа голова пухнет от полученного объема информации, представляю что творится там».

«Там» это во всяких королевских яхтенных ассоциациях. Теперь, отучившись и сдав экзамены и «там» и «тут», могу с полным правом предложенным сравнить методом простого подсчета:
«Тут»
ноль опыта + 192 часа теории + экзамен + 3 часа практики = яхтенный рулевой 2-го класса.
Или
ноль опыта + экзамен по билетам + ноль практики = судоводитель маломерных судов.

«Там»:
(5 дней практики + 100 миль + 4 часа ночной вахты) + 5 суток на воде теории и практики = Day Skipper (что в россии и пытаются приравнять к яхтенному рулевому 2-го класса)
Или
ноль опыта + 40 часов теории + экзамен + 5 суток на воде теории и практики = Day Skipper
Других вариантов нет. Взяток, подлецы буржуазные, не берут. Правда, сертификат RYA признают во всем мире, кроме Северной Кореи и России. Так что при пересечении границы нашей необъятной Родины эта бумажка превращается в фантик. Мы ж не просто родина слонов. Они у нас всегда толще к тому же.

Опять же, вопрос прав, скажем. В той же Англии — дело добровольное, при наличии собственной лодки. Нужно тебе — учись. Нет — твое право. Сертификаты от Coastal Skipper и выше понадобятся только для коммерческого найма — перегоны, наемным шкипером в чартерных компаниях, или куда к частнику.

Причем RYA это вообще не школа, не система школ. Это просто негосударственная организация, которую служба береговой охраны уполномочило подтверждать шкиперскую квалификацию. Если такой умный и все знаешь — можешь вообще не учиться. Платишь полторы сотни футов за экзамен, приезжает какой суровый дядька-экзаменатор, гоняет тебя по всему Соленту — сдал, не сдал.

Если не уверен — можешь сходить куда подучиться. Если наниматься куда шкипером не собюираешься, а хочешь просто кататься с друзьями, или на своей лодке. Ну и катайся себе на здоровье. Все эти британский дневные шкиперы, американские бэрбоут и флотилия шкипер — изобретены исключительно для чартерных компаний. Точнее даже — для страховых, как подтверждение квалификации при аренде лодки где-нибудь в Турции-Греции.

«Тут» на управление любой посудиной права необходимы. Где и как учат? 190 часов теории и три часа практики — вот и весь шкипер (да, да, помню — яхтенный рулевой). Денег на это потратите больше, чем в Англии. Или в Турции. Объем теоретических знаний будет огромен — и в немалой степени не нужен. Эти программы разрабатывались в советские времена для освоения в несколько лет мореходной школы. Многие уважаемые и классные спортсмены ту школу прошли.

Но оглянитесь кругом. Вы видите забитые круизными яхтами марины, налаженную и развитую инфраструктуру яхтенного отдыха, доступные большинству возможности провести под парусом выходной день на воде? Сейчас не сильно многочисленый российский парусный флот делится на три категории: немногочисленные дорогие игрушки, швертботы для гонок разных классов, и древнее наследие славного прошлого. Той самой «старой школы».

Соответственно, основная масса яхтсменов — старые и заслуженные спортсмены с психологией армейских «дедушек». Нас е…ли, так и вы наперед пое…тесь. И все воспоминания о том славном обучении — как шкуркой, овтерткой и зубной щеткой годами готовили клубную лодку к гонкам. А пото-о-о-м только тебя на борт пустят. И походи как еще годков пять, прежде чем капитаном стать.
Как точно обрисовал это один из очевидцев:
«Учебных яхт по просту не было,так что тренируйтесь ребята где хотите […] Ну а главный постулат этой системы был — Нам не нужно много плохих капитанов,нам нужно много хороших матросов. Я лично возрождения такой системы не хочу».

Судя по тому, что вижу, есть «тут» три категории яхтсменов. Обросшие ракушками и приросшие к своим старым лодкам, доставшимся в наследство от развалившихся клубов. Они привыкли, что яхту государство (институт, профсоюз) получали “за заслуги”, как медаль. Казенная, но как бы своя. Вокруг них — постоянные члены экипажей, друзья, коллеги. Эти успели поучиться либо детских спортивных школах, либо опять же в институте — но как-то не настолько прикипели, не успели дослужиться, или, когда рухнуло все разом, бросили тягать веревки. Собираются на регулярные погоняшки разного уровня, тоже покрыты слоем ракушек, но потоньше.

И третья, малочисленная группа, которая годам эдак к тридцати-сорока вдруг открыла для себя парус. И обнаружила, что выбирать-то особо и не из чего. Либо прибиваться к какой команде и начинать долгий путь к штурвалу со шкурки, отвертки и зубной щетки см. выше. Или пройти понятное, отработаное, разумное по деньгам и срокам обучение «там». И там же и ходить со своим шкиперским сертификатом, забыв об отечественных водах, как о сумеречной зоне. Ну, если припрет, сдать в ГИМСе экзамен, попробовать либо зачесть сертификат RYA, либо дать взятку, либо купить (что то же самое) диплом яхтенного рулевого для открытия парусной категории. Ведь, кроме инспекторов ГИМС, эти права никому тут неинтересны.

А теперь, скажите честно, что вы выберете для того, чтобы действительно научиться управлять парусной лодкой — хорошую практику «там», или много-много теории, плюс поездку на водную станцию в Захарково «тут»? Просто, чтобы отвезти экзаменационый лист. Для желающих выложил в Дельных Вещах советскую книжку «Школа яхтенного рулевого». Учитесь.

А вообще говоря, ну его нафиг эти разговоры. Глупости все это. С воскресенья следим за Фастнетом. Болеем за Prime Evil of Maldon — класс IRC2 дивизион С.