По пути чайных шкиперов


Запоздало проснувшись, обнаружил, что уже пару часов как сижу на мели где-то между Рочестером и Маргитом. Четыре тысячи клиперов, оставленных перед сном за флагом, уходят все дальше к Ла Рошели. И мне их уже не догнать. Вчера, в воскресенье, более 100 тысяч зрителей собралось в Хамбере на берегу проводить нас в путь. Под грохот пушки, ровно в два часа пополудни мы начали свою кругосветную гонку длинною в 35 тысяч миль. Над Северным морем летели низкие облака, северо-восточный ветер силой в пять баллов наполнял наши паруса. Мы летели. рассекая волны ярко раскрашенными 68-футовыми корпусами. Со стартом, я, правда, тоже лажанулся.
С грохотом пушки в Хамбере, мы на старенькой тойоте катили на Николину гору писать интервью с очередной звездой. Мимо деревенского рынка Жуковки. с его салонами Бентли и Версаче, мимо рекламных плакатов «Прислуга из Филллипин», лощенных гаишников, обсуждающих по мобильникам фьючерсные сделки, шлагбаумов и крепостных заборов загородных резиденций. Где-то в других мирах клиперы уходили в кругосветную гонку, и оставалось только признать, что мне уже никогда не провести молодые годы в Париже.
Впрочем, в реальной гонке клиперов я тоже вряд ли приму участие. Запись на гонку 2011-2012 года уже началась, стоимость участия, как мне сказали — порядка 40 тысяч фунтов. Получается, по фунту за милю. И, что удивительно, желающих за такие деньги на год вырваться из береговой жизни — хватает. Четыреста человек записалось только на нынешнюю гонку. Все ж таки, гениальная задумка организаторов.
Гонку «Clipper Round the World» придумал легендарный сэр Робин Нокс-Джонстон. Тот самый единственный и неповторимый победитель кругосветной гонки века «Золотой Глобус». Как ему удалось провернуть эту бизнес идею — все равно не понимаю. В 1995 году он решил организовать океанские гонки любительских экипажей. То есть, совсем сухопутных чайников. Видел минувшей зимой, как они тренируются в Соленте.

Наверно, сработала главная фишка. Чего мелочиться, если уж гонки, то с размахом, вокруг света. Это не какая-нибудь парусная неделя, или пьяная турецкая регата. Опять же, имя сработало. Всего за год сэру Робину удалось и найти спонсоров и лодки — первой была 58-футовая Bluewater(Camper&Nicholson;), затем подогнали еще семь штук. В январе 1996 года стартовала первая гонка по маршруту Плимут — Мадейра — Форт Лодердейл — Панама — Галапогосы — Гаваи — Йокогама — Шанхай — Гонконг — Сингапур — Сейшелы — Дурбан — Кейптаун — Сальвадор (Бразилия) — Азоры — Плимут. Маршрут затем поменяли.
нынешний маршрут:
Хамбер — Ля Рошель — Рио де Жанейро — Кейптаун — Фримантл — Сингапур — Циндао — Калифорния — Панама — Порт Антонио — Нью Йорк — Кэйп Бретон — Корк — Йимуйден — Хамбер. 14 портов, десять месяцев, семь этапов, финиш 17 июля 2010.
Что остается… Только крутить пальцем у виска — и сидеть на мели у Рочестера. Впрочем, с мели я снялся. Хотя остальной флот уже не догнать. Если только на следующем этапе отыграюсь. От Ля Рошели до Бразилии. Виртуальная гонка в тех же условиях идет. Тоже год. Только бесплатно.