Fastnet 2013. Гонка окончена, гонка продолжается.

Дельфины приходят к чаю. Но только к имбирному. Первым наличие связи двух событий предположила вахта «Браво» в ночь на 13 августа 2013 года к северу от острова Сцили. Четыре светящихся следа прочертили волны по левому борту не успели пустые кружки вернуться на камбуз.

Дальнейшие эксперименты подтвердили теорию: вскоре за появлением кружки с имбирным чаем в кокпите обязательно следует появление стаи дельфинов под бортом «Койота». При этом обнаружилась связь с крепостью заварки. На четвертый день гонки команда довела концентрацию до двух пакетиков на полчашки кипятка. Вахта «Альфа» уверяла после, что отчетливо видела по корме «Койота» акулий плавник в волнах Кельтского моря. К сожалению, эксперимент пришлось прервать по естественным причинам. Мы финишировали.

Феномен заслуживает детального исследования. Что может привлекать дельфинов? Несколько сотен яхт, раз в два года наперегонки несущихся к одинокой скале у берегов Ирландии? Для нескольких дельфиньих поколений эта сезонная миграция людей под парусами — привычное зрелище. Гонке Фастнет уже 88 лет.

Впрочем, едва ли за эти годы было хоть две похожих. Нельзя дважды войти в одно и то же Кельтское море, невозможно дважды обогнуть одну и ту же скалу. Иначе зачем тот же Пит Врун уже в 25 раз выходит на старт Rolex Fastnet Race. Или экипаж Ran. Они уже дважды выигрывали эту гонку, и надеются стать троекратными победителями. Пока это удалось только гафельному тендеру «Джоли Бриз», победителю самых первых гонок Фастнет. Старушке в нынешнем году — сто лет. Вон ее темно-синий корпус — все также импозантно смотрится на фоне оранжевой россыпи штормовых парусов. Мы на «Койоте» выходим из реки Хэмбл в пролив Солент.

До старта еще больше часа, ветер на устойчивые 15 узлов, но все выходят в стартовую зону под триселями и штормовыми стакселями. Требование гоночной инструкции. Нужно показать, что готов к худшему. В 1979 году гонка Фастнет унесла жизни 15 яхтсменов. В 2007 из трехсот яхт до финиша смогло дойти всего полсотни экипажей.

Собственно, тогда Королевский океанский гоночный клуб (RORC) и ввел ограничение количества участников в 300 вымпелов. Правда, планку все же пришлось приподнять, когда в 2013 лимит в 300 заявок был выбран меньше, чем за сутки после начала регистрации. Так что на старт вышел рекордный за всю историю Фастнета флот — 347 яхт из 20 стран. От 33-футовых малышек JPK 1010 до самых больших в мире макси-тримаранов Spindrift 2 и Banque Populare. В присутствии таких соперников чувствуешь себя космическим туристом. Экипаж даже просит подойти поближе, чтобы хотя бы пофотографировать старт.

Мы на Фастнете всего второй раз, можно сказать, новички. Лезть раньше времени в предстартовое месиво не хочется. В нашем дивизионе IRC2 79 яхт. Отлив только начинается, вскоре попутное течение на правом конце линии наберет полную силу — 60-70 метров в минуту. Так что почти все три сотни яхт заранее пытаются занять место у знака. Что как-то противоречит законам материального мира.

Грохот пушки, первый старт, три отзыва. Пушка, второй старт, еще два фальстарта. Наша очередь все ближе.

Накануне, обсуждая тактику на старте, решили не мудрить с маневрами. До поры держимся в стороне, затем идем ходами в свободную дырку у знака. Стартовую линию разметили на планшете еще с утра пораньше. Теперь ленточки в зубы, стаксель вверх, и — вперед, правым галсом. Впереди забор из сотен парусов. 500 метров до линии, 300, 200… Похоже, просчитались с течением. До линии уже 90 метров, а до пушки еще 30 секунд. С наветра толпой валят британцы, с подветра полощет парусами Брум. Переходим к плану «Ё…». Травимся, отстаиваем позицию, терпим, фотографируем Брума.

За всю почти вековую историю этой легендарной гонки российские экипажи участвовали в ней всего 5 раз. Катамаран «Иван» в 1997 и 1999, причем, одержав победу в своем классе; петербургская яхта Анна проекта Mobile 53, не очень удачно выступившая в 2005, и еще более неудачно в 2007 — сломала мачту в первую ночь гонки. На прошлом Фастнете 2011 года Россию представлял единственная любительская команда Клуба «600 миль».

В нынешнем, 2013, на старт вышла сразу дюжина российских экипажей: «Красотка» и «Койот» от нашего клуба, «Анна» Александра Куликова, «Князь» от Русского гоночного клуба, «Белка» (без Илгониса, но с Сулоевым и Канайло), экс-Касатка, нынче «Monster Project Team Russia» с российским экипажем и самим Родионом Лукой на борту, и целых три Swan 60 : «Petite Flamme» Дмитрия Самохина, SGM Роберта Станжека и Игоря Фролова, и знаменитый «Броненосец» Владимира Любомирова.

Новый газпромовский проект, конечно, привлекал внимание. «The Russians are out in force» писали британцы накануне гонки. Любомиров в предстартовом интервью был осторожно оптимистичен: интересная гонка, интересные соперники, постараемся. Главные ставки, конечно, все же делались на две дуэли: стофутовым супер-макси Leopard vs. Esimit Europa, и 72-футовым макси Ran vs. Bella Mente.

Супер-макси в последних гонках Фастнет фатально не везло. Особенно Рамблеру 100, потерявшему киль у самой скалы в 2011 году. Тем не менее, шкипер Esimit Europa 2 трехкратный олимпийский призер Йохан Шуман рассчитывал как минимум на первое место по приходу: «Если не сломаем лодку, то у нас неплохие шансы. Идеальные условия для Esimit Europa 2 это легкие и средние ветра в 12-14 узлов. Дальше приходится рифиться и терять ход. На сильном ветру те же VO70 полными курсами нас обгонят». Впрочем, и «Леопард» по сильным ветрам имел неплохие шансы. Он в полтора раза тяжелее «Эзимита», и, как говорил Майк Слейд еще перед прошлым Фастнетом — готов к любой погоде.

Ran в свою очередь, рассчитывал на победу в пересчете. Третью по счету, после Фастнета 2009 и 2011. Его главный соперник, Bella Mente, спущенный на воду только в 2012 году новый проект знаменитой верфи Judel & Vrolijk, уже отобрал у Ran титул в чемпионате макси-яхт. Но для шкипера Bella Mente это был первый Фастнет, так что непобедимый Ran рассчитывал на преимущество опыта.

Нам на «Койоте» было интересно прикинуться с монотипами First 40.7. Фёрсты уже не один год держат лидерство по массовости в гонках RORC. Правда, на нынешнем Фастнете их потеснили J/Boat — 13 процентов гоночного флота составили джейки. Тем не менее в нашем дивизионе IRC 2 на старт вышло 17 First 40.7, и среди них крайне интересные соперники, в том числе с инструкторами и командами знаменитой гоночной школы Sailing Logic. В марте, сразу после Caribbean 600 мы даже специально приехали в Солент, чтобы взять у них пару уроков и присмотреться к будущим соперникам. Ну и конечно самым интересным было прикинуться с Sailing Team Belka на First 40.7, обладательницей Кубка 600 миль за победу в национальном российском зачете Rolex Middle Sea Race 2012.

Старт взяли чисто, в первом ряду, на полкорпуса выехав из под ближайшей наветренной яхты. Впереди к узкому выходу из пролива Солент еще только подтягиваются два предыдущих дивизиона, сзади скоро начнут догонять стартующие следом «старшие братья». Для большинства любительских экипажей лавировка в Соленте это не столько тактическая борьба, сколько борьба за выживание — вовремя скрутиться, нырнуть, увернуться.

На прошлом Фастнете только здесь, в Соленте, выбыло из боя сразу шесть яхт. Два столкновения, еще две сломанные мачты, порванные паруса уже не в счет… На этот раз все более менее мирно. Одна мини-макси в азарте вылетает на банку, на другой лодке вырывает шкотовую лебедку с куском палубы. На подходе к бутылочному горлышку пролива у замка Хёрст ветер усиливается. Мы взяли старт под первой генуей, она держит до 17 узлов истинного, а уже дует твердые 18. Решаем — прорвемся. Тяни, милая, тяни…

Вздохнуть спокойно можно только, когда за кормой останутся каменные зубы Нидлз. Ветер поднялся до двадцати узлов юго-западного, меняем геную на третий стаксель и начинаем разбираться — куда дальше. Какой дорогой идти к Скале.

Перед Фастнетом 2011 года штурман Team Oracle Ян Мур специально для журнала Yachting World провел исследование по моделированию гонки Фастнет. Была разработана метеорологическая модель с разрешением в четверть градуса и шагом в шесть часов с погодными данными за пять лет. Через эту модель пятьдесят раз прогнали виртуальную яхту First 40.7 со стандартными полярами, чтобы получить оптимальный маршрут для разных условий. Этот журнал я бережно хранил все два года, хотя и не предполагал тогда, что пойду шкипером на Фастнет именно на яхте First 40.7.

В дополнении к этому букинистическому раритету наш тактический комплекс включал два планшета самсунг с платными версиями Predict Wind и Sail Grib, английская симка с предоплаченными 3Гб, и странички из альманаха с картами приливных течений, заблаговременно размеченными на несколько дней вперед.

Метеопрогноз, выданный на шкиперском брифинге, обещал относительно устойчивый юго-западный ветер в 4 балла на первые два дня гонки. А дальше — как всегда в Англии. Если вам не нравится погода, подождите десять минут. Из-за Шотландии подкрадывался циклон с падением давления до 990. От Европы наползал обширный антициклон, грозивший накрыть штилем весь Ла Манш. То есть, все поменяется во вторник, может, в среду. Но к субботе точно станет известно, какой была погода на дистанции.

Флот за Нидлз разделился. Часть пошла правым галсом накидывать в море. Мы, скрутившись на левый, поехали в берег. Расчет показывал, что своими ходами успеваем проскочить приливные ворота Сент Албанс Хед, чтобы получить под три узла течения в наветренный борт на правом галсе. А вот к приливным воротам Портленда — не успеем. В эту калитку проходят только самые быстрые яхты. Через несколько часов после старта противоток у далеко выступающего в море мыса закручивает приливное течение со скоростью пять узлов, катапультируя лодки в сторону Кельтского моря. Но эти приливные ворота открыты всего пару часов. Опоздавших те же пять узлов отбрасывают обратно к старту. Так что на Портленд заложили миль на восемь мористее. Расчет не подвел.

Через сутки лавировки вдоль берега наш «Койот» держался 84 в общем зачете из 300 яхт. Ближе к юго-западной оконечности Англии, Лэндс Энд, впервые после Солента снова сошлись бортами с «Белкой» — и немножко ее съели. Спарринг продолжался несколько часов, у выхода в Кельтское море парни стали валить мористее к югу, мы — резаться на север. Впереди была новая непростая задачка: остров Сцили.

На пути к Фастнету их можно проходить любым бортом. Мы двинули на север, подальше от антициклона, поближе к ветру, оставляя острова по левому борту. У Лэнд Энд успели скачать свежий прогноз. Ветер собирался зайти аж к северу, с последующим отходом к западу, в дальнейшем — к юго-западу. Тактическая программа предлагала терпеть заход и крутиться, когда ветер отвернет к западу, чтобы с дальнейшим отходом полным курсом подниматься на северо-запад к скале. По раскладу получалось на девять миль короче южного маршрута. Без учета лавировки, конечно. Вопрос был, как долго терпеть, и что будет, если отхода не будет.

Пошла вторая ночь гонки. Флот уже изрядно разметало по дистанции. Судя по огням вокруг часть соперников двинулась тем же путем, оставляя Сцили к югу. Но, похоже, меньшая часть. С рассветом пересчитали — в пределах видимости едва полдюжины лодок. Возможно, все мы где-то ошиблись, но исправлять поздно. Ветер упорно держится с северо-запада, киснет, и отходить не желает. Лавируемся, перекладывая с борта на борт спящую свободную вахту.

Только к обеду наконец долгожданный отход к западу, затем к юго-западу. Но все еще слишком остро для спинакера. 18-20 узлов истинного в острый галфвинд — слишком круто для «Койота». На Карибах мы уже провели эксперимент, и остались без спинакера на всю шестисотмильную гонку. Повторять не хочется. Выносим геную на брасе и с завистью провожаем взглядом счастливых обладателей генакеров. Остается только пить имбирный чай и любоваться дельфинами.

К выходу к скале Фастнет мы просели на пару десятков позиций. В итоговой гоночной таблице отмечается два результата: время у Скалы, время на финише. Действительно, пусть до финиша в Плимуте еще почти пол-дистанции, когда видишь, наконец, вблизи мрачные отвесные склоны этой одинокой скалы, чувствуешь, что прошел какой-то очень важный этап.

Скалы мы не увидели. Ночь, морось, непроглядная стена тумана в полукабельтове от лодки. И только по левому борту слабое призрачное свечение зависшее где-то высоко над черной водой неприкаянным кельтским духом.

Вся команда, включая свободную вахту, высыпает в кокпит в тщетной попытке хоть что-то разглядеть — и разочарованно уползает вниз, в спальники. Костя обещает написать организаторам сердитое письмо с требованием вернуть 18 рублей за фотосъемку.

Шутку похуже погода сыграла с фаворитами гонки. Антициклон накрыл Ла Манш раньше, чем ожидалось, и самые большой и быстрый в мире тримаран Spindrift 2 закис в штиле всего в двух милях от финиша. Вскоре, едва вытягивая на вымпельном ветру, к нему подполз другой гигант — тримаран Banque Populaire. В самый последний момент Spindrift 2 все же поймал слабое дуновение с берега и медленно перевалил за финишную линию, завоевав «Line Honour» и приветственный залп пушки. Esimit Europa 2 и ICAP Leopard к промежуточному финишу у скалы имели хорошие виды на победу в общем зачете. Но штиль отбросил обоих претендентов в хвост турнирной таблицы после пересчета по гандикапу. Esimit Europa 2 на 274 место, ICAP Leopard на 281.

Мы же сосредоточили усилия на ближайших соперниках. К скале Фастнет наша тактика дала отрыв в пару миль от «Белки» и пару часов от «Profile», First 40.7, на которой шел экипаж Sailing Logic с британским гоночным инструктором, у которого мы весной брали уроки.

На двухсотмильной прямой к финишу в Плимуте «Белке» все же смогла отыграться, подъехать до полумили и крепко вцепиться в нас зубами. Гонка преследования тянулась полдня. В отчаянном рывке мы сэкономили один фордак и буквально ввалились за финиш чужим галсом впритирку к волнолому Плимута. Однако выигранных на воде шести минут оказалось недостаточно — «Белка» посчитала нас по гандикапу. Результат «Койота» — 58 в дивизионе IRC2 из 79 яхт, и 182 в общем зачете из 297.

И тем не менее, команда все же одержала победу. В расчетах тактической программы мы реалистично закладывали свою эффективность в 80%. И в итоге обогнали сами себя. От победителя гонки нас отделили всего 11% от лучшего времени. Не так уж много. Нужно просто уходить в отрыв от самих себя. Старт следующего Фастнета — 16 августа 2015 года. Конечно, это будет другая гонка, другое море, и другая скала. Разве только дельфины будут прежними. А мы — другими.

Экипаж Клуба «600 миль», яхта «Койот 2″.

Fastnet Race 2013

Игорь Ляпин (баковый): Ждал жестких погодных условий и острой борьбы. По первой части гонка оказалась такой, что февральские Карибы были сложнее. А вот по второй получили по полной. Особенно запомнилось, как на лавировке внутри лодки переходили на наветренный борт во время сна. Слепоглухие сонные чучела, тянущие за собой спальники. Самый неприятный момент был, когда пришлось в ночи лезть на подветер перезаводить шкот. Было несколько не очень приятных минут отстегивания плоского карабина с интересной схемой фиксации, левой рукой. Из команды хотелось бы отметить Константина — каждое начало и конец вахты когда мы пересекались, настраивал своими шутками и доброжелательностью на рабочий лад, и  Фила (Диму Филатова). Очень ровно у уверенно работает у мачты на постановке парусов. Времени до следующей гонки еще много. Пока не готов осознать, но если повторять, то повторять только на каком-то новом уровне и в новом качестве.

Дмитрий Кутянин (рулевой): Особенных ожиданий , наверно у меня никаких не было. Волнение — да , присутствовало. Немного нервничал. И конечно задавался вопросами. Справится ли капитан, команда, я сам с возможными испытаниями. Зачем это нужно мне? Я не знаю. И я думаю, многие тоже не смогут ответить на этот вопрос. Наверно главный эпизод, это старт. Это всегда особенный момент. Он полон эмоций. Возбуждения. Это красиво. Его хочется повторять. Из экипажа хотелось бы особо отметить капитана. Выдержанность и спокойствие. Никаких лишних эмоций.

Мой первичный интерес к парусу — это путешествие. У меня есть личное наблюдение, что порой вход в новое пространство найти очень не просто. Недостаточно лишь физического перемещения. Нужно эмоциональное переживание. Одно дело просто сесть на самолет и прилететь в Лхасу, другое дело доехать туда на машине из Москвы. Это разные вещи. С парусными гонками есть личное ощущения, что какого-то уровня за 8 сезонов я достиг. Что дальше, пока не понимаю.

Константин Куроптев (рулевой, шкотовый):  Спасибо за хорошую гонку, за дружную, надежную, веселую команду! Хочу выразить огромную благодарность Расиму за то, что с его легкой руки я узнал, что такое офшорные гонки. Мы прошли вместе 4 по 600. На мой взгляд это даже в граммах порядочно, что уж говорить о милях. И, на мой взгляд, мы делали это лучше, раз от раза. Несколько тренировок перед гонкой, с большой долей вероятности существенно повысили бы наш итоговый результат на Fastnet (хотя он мне и сейчас нравится!).

Юля Шевлякова (кок и пианист): Я просто хотела увидеть Fastnet Rock. А если серьезно, то ждала напряженной работы с парусами — частой смены стакселей, постановки спинакера. На деле галсы оказались гораздо длиннее, чем я думала. Пришлось трансформироваться в кока. Запомнилось несение спинакера и фордевинд на финише. Удалось все сделать слаженно, не потеряв работу последнего дня гонки. Приятно поразили все члены команды. Тщательная проработка навигации и тактики, эффективное руление, ювелирная настройка парусов. И очень доброжелательная атмосфера, несмотря на напряженную гонку. В следующий раз хочу попробовать себя в качестве media-crew.

Борис Омельнитский (старший помощник): Что ждал от этой гонки Фастнет? Английского уровня организации мероприятия, особого джентльменского настроения и встречи с океаном. Особенно запомнилось огибание скалы Фастнет по приборам в абсолютной темноте, тумане и под дождем. Когда размытая точка маяка сначала иногда проглядывала, а затем совсем исчезла. Это хорошая иллюстрация того, что мы в жизни можем что-то не видеть, но оно тем не менее существует и нам остается доверять приборам и собственному опыту. Из экипажа хотелось бы отметить мою вахту — Альфа. Игоря Ляпина — я поражен его умением обходиться минимумом вещей и экономить силы. Дмитрия (Фила) Филатова — я поражен его умением абсолютно расслабиться в напряженных условиях и при этом быть наготове. Конечно хочется продолжить океанский яхтинг, а вот формат и локацию буду искать.

Кирстен Хантер (представитель владельца): May I tell you that I thought you were a brilliant skipper? I was very impressed at how you planned and executed the whole event. I also liked how you developed the team – you were so calm and got everyone involved and it was great to see each of them developing. They were clearly keen to learn from you especially with your sail trim skills. You were so calm – it gave great confidence. Initially my favourite watch was with Constantine, Dimitri and Julia. Constantine and Dimitri were good at sharing the helming and both were keen to learn from you re helming and Constantine in particular re sail trim. Boris was very good at helming down wind and he had stamina to be the whole watch – quite incredible. I valued working with you and admired how you worked. If ever there is another opportunity….